M e m k a


УТИНАЯ ОХОТА

Театр: МХТ (им. Чехова)
Дата: 28.10.05
Время спектакля: 3 часа 15 минут , 1антракт

Режиссер: Александр Марин
Актеры: К. Хабенский, М. Пореченков, А. Семчев, М. Зудина, В.Трошин, В.Жолобов, Е.Семенова, А. Березовец-Скачкова, О.Литвинова

"В душе пусто, как в графине алкоголика. Всё израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе воет ветер. Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, мираж - всё, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грёзами о бессмертии, - он ещё человек и его существование имеет смысл… А вот так… Когда совсем пусто, совсем темно…".

Александр Вампилов


После спектакля поймала себя на мысли, что Вампилов мог бы сделать еще многое в жизни, но не успел, что такое 25 лет для талантливого человека? Миг. Его "Утиная охота" - крик души. Простое, даже где-то бытовое описание жизни простого советского инженера, которое западает в душу. Самое страшное, что ты осознаешь, что таких вот Зиловых вокруг - пруд пруди. Более того, по тем или иным поступкам, он угадывается в твоих друзьях и близких. Зилов как-то сразу стал для меня именем нарицательным.

Что же это за феномен такой? Вот живет себе человек. Обычный человек. У него есть работа, жена-умница, друзья, даже увлечение есть. Казалось бы, да что в этом такого? У всех так. И я с Вами соглашусь. Как и у многих у него есть любовница и начальник, который его недолюбливает. И появляется повод начальника "ублажить" и любовницу свою надоевшую сосватать. И с этого момента начинаются в его жизни "чудеса".

Все дело в том, что Зилов считает себя умнее многих, сильнее многих и уверен, что все сойдет ему с рук. Он пренебрегает своей женой, ему наплевать на друзей, он увлечен только тем, что интересно ему в данную конкретную минуту. Играючи он заводит себе новую любовницу, которая, по сути ему и не нужна, просто так развлечения ради. Очень характерна сцена, где он просит прощения у жены и клянется ей в вечной любви, а когда появляется молоденькая Ира, тут же переключается на нее, и вот он уже не видит себе жизни без нее.

Но в какой-то момент вся, абсолютно вся его размеренная жизнь рушиться как карточный домик. И как-то так получается, что все вокруг живут хорошо и счастливо, а он у разбитого корыта. Даже Вера, на которой, по мнению Зилова, проб негде ставить, становится тихой и домашней. Жена уходит от него , друзья… а были ли они вообще? Зилов вдруг понимает, что в этой жизни у него не осталось совсем никого. Какая ужасная безысходность и тупик. Я думала над тем, можно ли из него найти выход, но ответа так и не нашла. Вампилов как-то сказал: "Что убить Зилова было бы слишком просто" и, пожалуй, тут я с ним согласна.

В очередной раз порадовал состав. Хабенскому, как мне показалось, очень пошла роль Зилова. Я даже не исключаю того, что в жизни он сильно смахивает на него. В антракте смотрели фотографии актеров, в 70-х роль Зилова исполнял Мягков. Как-то я его не представляю, если честно. Вообще довольно интересная деталь: роли Мягкова сейчас перешли к Хабенскому, хотя типажи совершенно разные.

Так же снова понравились Семчев и Пореченков. Екатерина Семенова - браво, Ольга Литвинова - миленько сыграла маленькую дурочку. В общем, все молодцы.

Ну, и маленькое отступление: нечасто встретишь в театре экспромты. Надо как минимум хорошо знать текст. Но у нас экспромт был. В финале есть немая сцена, где Официант (Пореченков) отнимает у Зилова ружье и разглядывает патроны. Рядом стоит Саяпин (Семчев). Тишина. Вдруг в зале у кого-то звонит телефон. "Yesterday". Семчев подпевает, а Пореченков задумчиво произносит: "Картечь, а не Yesterday".





Фотографии Марины Цветковой



Официальный сайт спектакля


Rambler's Top100