M e m k a
обо всем понемножку

Правдивый рассказ о Крите

И так начну я рассказ о похождениях наших с доном Алехандро на острове греческом, именуемом Крит в июле 2001 года. Содействовала нам в этом туристическая компания "Нева" за что им отдельное спасибо.

Вылет - две дороги на Крит
Ну что рассказывать? Начнем с того, что вылет задержали на восемь часов. Вот такая у нас Президентская Авиакомпания Россия. Поехали домой, пообедали, поспали. И снова в аэропорт. На этот раз самолет улетел без особых приключений. В полете все было как обычно взлет, вода, еда, посадка.

Приземлились в аэропорту города Ираклион, посадили нас в автобусы и повезли на паспортный контроль. Что примечательно, пока мы всем самолетом стояли в длиннющей очереди мимо нас радостно шествовали всяческие немцы, и прочие обитатели Шенгена.

К сожалению, в очереди мы оказались последними и вожделенный штамп в паспорте получили более чем через час. Вышли в пустой уже аэропорт... Там нас ждали тетушка от туристической компании и тетушка от автомобильной.

Еще немного времени, заполнение контракта, получение бумажек о туристической фирме, экскурсиях, долгий рассказ о машине-страховке-правилах и вот мы уже размещаемся на сиденьях ослепительно белого открытого Сузуки Самурая.

Аренда машины
Фирму, арендующую машину, дон Алехандро (да будет доволен им Аллах) нашел через Интернет. Предлагаемая ими цена была существенно (более 50 долларов) ниже чем у остальных и вообще просто смешной по сравнению с тем, что нам предложили в одном московском турагенстве. Аренда машины обошлась нам в 98000 драхм за неделю.

Впрочем, уже рядом с гостиницей мы нашли то же самое, но еще дешевле...

Итак, что же мы получили за свои деньги? Как я уже и говорил - белую открытую машинку, пробег по одометру около 50000, но не ясно по какому кругу. выглядит достаточно хорошо для первого. Полная страховка, включая повреждения днища что встречается не во всех компаниях. Полбака бензина. Повинуясь моим уверенным движениям (хи-хи) машина выехала на Национальное шоссе и мы понеслись в сторону города Ретимно, до которого около 80 км.

Машина. Маленькая, идеальная для узких и гнутых горных дорог. Возможно, маловата мощность двигателя, но это ни разу не стало проблемой. Открытый верх превращает поездку в жаркий день в наслаждение. Но садиться в постоявшую на солнце машину непросто - сиденья раскаляются. Но душно в машине не бывает никогда. Скорость 60 км/ч весьма комфортна, больше 100 - начинает мешать сильный ветер.

Остальные обитатели и гости острова пользуются как правило либо маленькими машинками размерами нашей Оки, либо кузоватыми легковушками. На навороченных мерсах ездят местные таксисты. Огромное количество мотоциклов, мопедов и мотороллеров. В городе они ездят просто стаями, да и за городом встречаются очень часто.

Несколько раз встречали изделия нашего ВАЗа - пятерки, десятки и Нивы. Однажды видели древний Москвич с кузовом. Другие изделия нашего автопрома на глаза не попадались.

На заправках три вида топлива - Unleaded (95), Super (96) и Diesel (дизельное). Стоит довольно дорого - литр 95-го около 270 драхм, это 67 центов или 20 рублей.

Дороги
Национальное шоссе представляет собой довольно-таки ровную и прямую дорогу (есть прямолинейные куски длиной почти в километр!) проложенную вдоль северного побережья острова. Ширина дороги - примерно на три полосы. Разметка, ограждения, знаки, указатели поворотов. На поворотах разделительная двойная сплошная выложена специальными светоотражающими шашечками, так что ехать по непрерывно извивающейся асфальтовой ленте в полной темноте очень даже приятно. Местный народ ограничения скорости практически не соблюдает, но количество маленьких ящичков с крестиками на крышах вдоль дороги говорит, что это они зря...

Тем не менее, по Национальному шоссе можно уверенно держать скорость не менее 80 км/ч, за исключением особенно загогулистых участков.

Остальные дороги тоже радуют качеством покрытия, но разметка и ограждение есть не везде. В первое время было занятно ехать в полуметре от весьма глубокой пропасти без всякого ограждения.

А в общем и целом дороги в очень хорошем состоянии - сказываются мягкие зимы не разрушающие асфальт перепадами температур, лекгие машины, и, похоже, уход за дорогой со стороны властей.

Тамошние гаишники нас "разочаровали". Встречали мы их так - сначала двое регулировали движение на перекрестке со сломанным светофором, потом еще один занимался тем же самым, еще два раза мы видели их экскортирующих с мигалками другие машины... Всё. Ни линейных постов, ни засад в кустах с радарами, ничего. Такое ощущение, что гаишников на Крите нет вовсе, а дорожное движение регулируется само по себе. Впрочем, неделя, наверное не показатель, но тем не менее.

Водители вежливы. Если приближаешься сзади на большой скорости сами прижимаются к обочине, чтобы было удобнее их обогнать. Один раз, в самом начале я заглох на подъеме, и, по московской привычке включил аварийку чтобы меня объехала идущая сзади машина, пока я буду заводиться и трогаться. Мужик остановился рядом с явным желанием помочь.

Вдали от центров цивилизации дорожные знаки часто похожи на решето. Чем они их так дырявят и зачем - загадка природы. Похоже, используют просто как мишени.

Гостиница
Гостиница "Орион" располагается в местечке Adelianos Campos в шести километрах от Ретимно. Три звезды. Пять этажей. Бассейн, ресторан, бар. Находится во второй линии отелей, т.е. от моря ее отделяет дорога и еще один ряд гостиниц. Собственного пляжа нет. Далеко от всех аэропортов, так что самолетов слышно не было. Поселение, в котором отель и находится состоит практически исключительно из отелей, таверн и магазинов для туристов.

Эту гостиницу нам предложили уже самой последней, ее пришлось буквально выцарапывать. Кроме нас русских там не было - огромное количество немцев и несколько англичан. Логично - если бы не машина, там можно сдохнуть с тоски и проникнуться неувядающей ненавистью к туроператору, предложившему это захолустье. Однако это было именно то, что мы хотели - отдых от людей, шумного города и прочего.

Нас поселили на последнем пятом этаже гостиницы. Там сделаны не обычные номера, а нечто вроде пентхауса - один ряд просторных номеров с огромнейшими верандами вместо обыкновенных балконов. Кондиционер у нас был свой, отдельный, в отличие от общей системы кондиционирования остальных номеров. Телевизор с каналами на немецком языке, BBC, итальянский канал, местное телевидение. Телефон. Звонки в Москву стоят около 1000 драхм за 3 минуты. Ванна с душем. В ванной зеркало во всю стену. В шкафу маленький сейф, пользование которым стоит 3500 драхм в неделю.

С балкона открывается вид на море и отель Rethimna Beach. Отель доминирует, что характерно, но это не мешает целостному мировосприятию и положительному впечатлению от открывающейся взору картины.

Отдельным пунктом нашего отдыха стали развлечения с простынями. Кровать в гостинице накрыта простынкой и одеялкой. Соответственно в первым же утром я застелил кровать как в оригинале. Вечером на кровати были свежие простыни. На следующее утро я сложил простыню квадратиком и положил в ногах, сверху накрыв одеялкой. Вечером простыни были свежие, и, что оригинально, были сложены точно так же как я их оставил. Был сделан легко напрашивающийся вывод и следующим утром из простыни был изображен самолетик на манер бумажного и заботливо укрыт покрывалом. Наверное это разрушило мозг горничной, ибо кровать была застелена простынями, а аккуратно сложеное одеяло лежало на кресле.

Деньги
В качестве денюшек местные люди используют драхмы. За один доллар вам дадут около 380 драхм с учетом двухпроцентной комиссии за обмен. Цены довольно высоки и мы в обиходе пользовались понятием "килодрахма" - 1000 драхм, два с половиной доллара.

Цены таковы - коктейль в баре от 1000 до 1400 драхм (от 1 до 1,4 килодрахмы). Зонтик с двумя шезлонгами на пляже - 1500 драхм на день. Пища в таверне в зависимости от места обойдется от 2 до 5 и выше килодрахм на лицо.

Монеты и бумажки более крупные, нежели у нас. Номиналы монет до 500 драхм, бумажек - 100, 200, 500, 1000, 5000 и 10000 драхм. На цвет, вкус и запах никто их не проверяет, берут и так. Бумажки 100 и 200 драхм внешне похожи друг на друга и лучше смотреть на циферки.

Обменные пункты странным образом совмещены с пунктами проката автомобилей, но можно поменять доллары и марки на драхмы и обратно в гостинице и в банке. Правда везде берут двухпроцентнтую комиссию, так что большой разницы где менять нет. Единственно, что когда в последний день мне надо было поменять 10 долларов на неотложные нужды (куда мне больше за два часа до отлета?) мы обошли не меньше десятка разных точек - нигде не было бумажек меньше 100 долларов на сдачу. С марками то же самое. Банки в воскресенье закрыты, но в конце-концов денюшку мы нашли.

Еда
Еда... Отдельный разговор. Шведский стол утром (7:30 - 9:45) и вечером (19:00 - 21:00). Разврат желудка. Человека с советским воспитанием пускать за шведский стол нельзя. Каюсь, первые дни хотелось съесть все что выложено на столы, для чего и предпринимались серьезные меры. Не получилось, еды оказалось больше. Все потрясающе вкусно.

На завтрак как правило огромная миска йогурта (то что продают в Москве йогуртом назвать язык не поворачивается теперь), разные мюсли, мед, джемы, масло, маргарин, молоко и т.д. Четыре емкости с горячим - омлеты, сосиски и прочее. Куча разных хлебов, тостер. Два вида сока. Арбуз. Под конец идеальным завтраком, выстраданным в тяжелых боях со шведским столом, стал: миска мюслей, сверху наложена гора йогурта, и все это густо полито мёдом. Повторить раза два-три, до полной кондиции. Потом можно чего-нибудь горячего, запить кофе со сливками. Почему повторять? Потому что тарелки удручающе маленькие.

Ужин поражает разнообразием салатов и ингридиентов для их приготовления. Обязательно оливковое масло. Очень понравился майонез - опять же отличается от нашего в лучшую сторону. Один из видов салата, судя по всему - тот же йогурт, но в котором размешана нарезанная зелень. К мясу - идеально. На ужин выбор горячего больше - восем емкостей. Мясо, рыба, вегетарианские блюда. Арбуз. Мороженое. Выпечка. Официанки предлагают разные жидкости на выбор, но они идут за отдельную плату.

И решили мы попробовать тамошнего вина... Дон Алехандро заказал розового, а я решил ударить по красненькому. Мы наивно полагали, что нам нальют по бокалу и все. Действительность превзошла ожидания - нам принесли по запотевшему полулитровому кувшину божественной влаги. Вкусно. Очено вкусно. Но местное красное вино обладает одним неожиданным свойством. Когда я одолел где-то половину кувшинчика и отправился за очередной тарелкой еды, мир очень подозрительно раскачивался и норовил перевернуться. Ни розовое, ни белое вино попробованные впоследствии такого же эффекта не вызвали. Стоит такой кувшинчик 1000 драхм.

В качестве завершения ужина мы посещали местный коктейль-бар, где специальные люди мешали жидкости из разных емкостей, украшали их всякой фигней и давали испить. Вкусы были весьма необычные, в целом понравилось.

В середине дня мы посещали местные пункты приема пищи, или, как они называются там - таверны. Цены в них разные, в зависимости от удаленности от туристических центров. В гавани города Ханья - очень дорого, в горах - очень приемлимо. Облюбованная нами таверна в глубине острова поразила нас доступностью цен и чудесным качеством еды. Размеры порций и качество тоже весьма разнятся.

Греческий салат - крупно нарезанные помидоры и огурцы, зеленый салат, зелень, лук. Сверху лежит ломтик сыра Фета, посыпанный тмином. На выбор можно полить оливковым маслом или виноградным уксусом, посолить сколько хочется.

Souvlaki - жареные на деревянных палочках кусочки мяса. Подают их там с картошкой фри, зеленью, лимоном и салатом из йогурта.

Еще можно найти Souvlaki Pita - это нечто вроде шаурмы, продающейся в Москве на каждом углу. Но лучше не сравнивать, а дружно отправить всех местных продавцов на стажировку на Крит. Чтобы плюшку выпекали прямо на месте, клали больше мяса, разнообразной свежей зелени, картошки фри и заправляли нормальным майонезом. Чтобы можно было не заметив прожевать и собственный язык заодно.

Moussaka - в горшочке наложена картошка кружочками, сверху мелко рубленое мясо, затем баклажаны, помидоры и прочее, слой сыра и все вместе запекается. Вкус - божественный.

На Крите полно арбузов. Стоит от 100 драхм в глубинке до 150 драхм в туристических центрах за килограмм. Купленный арбуз мы попросили порезать в ресторане гостиницы, ибо ножа у нас не было. Каково же было моё удивление, когда в открытую дверь номера гордо вошел мой спутник держа огромный поднос с очищенным от шкурки и порезанным на аккуратные кусочки арбузом! Оставалось только класть его в рот и наслаждаться жизнью. Да, скажу я вам - сидеть на окромной веранде, наслаждаться морским воздухом и звездным небом, слышать шум прибоя и трескать арбуз - наслаждение вне всяких границ.

Персики продаются местные, греческие, но почему-то неспелые. Бананы Dole, как и в Москве. Черешня безумно дорогая. А так из фруктов все абсолютно то же самое, что и здесь на вездесущих лотках.

Надолго выбила нас из колеи тамошняя фанта. Сколько ее было выпито... Я, конечно, понимаю, что людям апельсины некуда девать... Но делать фанту на натуральном апельсиновом соке вместо эссенции? Я бы не додумался, честно говоря.

Спросили мы у официантки, почему столь изумительный, неповторимый, ароматный, вкуснейший греческий кофе стоит 500 драхм, а Нескафе 800. Она ответила, что Нескафе очень крепкий и, например, ей врач его вообще не разрешает пить. Сложно понять. Греки пьют кофе, запивая его холодной водой. Зерна у них местного произрастания и получаемый из них напиток способен свести с ума. Идеальный вкус.

Пляжи
Пляжи и море! Вот она, мечта советского отдыхающего! Найти среди красных от солнца тушек соотечественников кусочек свободного грязного песка для своего полотенца, водрузить на нем тело свое и с радостью предаться отдыху, не обращая внимания на толстых теток, орущих детей и ошалевших от этого бардака мужиков. Мутное грязное море, постоянные крики заглушают шум волн. Но на Крите все совсем-совсем не так!

В районе города Ретимно протяженность пляжей составляет более 15 километров. На пляжах установлены зонтики от солнца и шезлонги. Найти свободное место не составляет проблемы, стоит это удовольствие (зонтик и два шезлонга) 1500 драхм в день - по пляжу ходят специальные люди и собирают денюжку. Покрытие пляжей изготовлено из мелких камушков. Везде, где купались мы, в полосе прибоя лежали довольно крупные каменюки. На солнце пляж раскаляется немилосердно и лучше ходить в шлепанцах, чтобы не обжечь пятки. С утра море спокойное, но к вечеру поднимается волна.

Больше всего мне запомнились пляжи на южном берегу острова. Удобных и оборудованных пляжей там значительно меньше, чем на севере, но зато они несравнимо живописнее - обрывистые скалы, прозрачнейшая вода, куча всякой живности. Вода на юге показалась мне субъективно холоднее, чем на севере, но гораздо прозрачнее.

Во время одной из поездок на юг мы встретили компанию итальянцев, которые направлялись на Sweet Water Beach - как они объяснили, пляж получил название из за источника пресной воды. С апреля на пляже тусуются хиппи. Заинтригованные мы начали спуск с высокой горы на пляж, до которого оказалось около получаса прыжков по довольно крутым каменистым тропкам. Первое, что мы увидили на пляже - это два совершенно голых дедка, увлеченнно пожиравших арбуз. Остальные обитатели пляжа тоже не выделялись какой-либо одеждой... На пляже мы видели несколько мужчин и женщин в возрасте за сорок. Они живут прямо на пляже в палатках, укрепленных камнями. В нескольких местах галька пляжа разрыта и в ямках действительно пресная довольно вкусная вода. На одной из отвесных скал, ограничивающих пляж красная надпись - "Россия, Майкоп". После продолжительного купания наше знакомство с пляжем мы решили считать состоявшимся и отбыли в место постоянной дислокации.

Выходя из пены волн в ласковые объятия солнца я нечаянно наступил на скрывшегося в водорослях морского ежа. Сначала не обратил внимания, а уже на берегу заметил, что пятка левой ноги утыкана черными иголками. Ходить с ними немного болезненно, и я стал доставать их из своего многострадального организма. Оказалось, что я не йог и развернуть собственную пятку так, чтобы было удобно не могу. Вытащил, до чего дотянулся. По дороге с пляжа мы зашли в местный медпункт. Довольный доктор-француз сказал, что все это ерунда, что сколько люди живут на берегах средиземного моря, столько по ежам и топчутся. Рекомендовал вытащить все, что смогу, а остальное, дескать, и само вылезет, только надо продезинфицировать местной водкой. Не обманул, через несколько дней в пятке действительно не осталось ни одного следа встречи с морским обитателем.

Акул я не видел.

При прогулках на солнце и загорании я пользовался кремом от Nivea степени защиты 12. Для загара под зонтиком - самое оно. На открытом солнце можно весьма сильно сгореть. Многие женщины загорают топлесс невзирая на возраст. Наши же соседи по отелю в основном кучковались во дворе, вокруг бассейна. Какое удовольствие плескаться в трех метрах пресной воды в пяти минутах от моря я понять не могу...

Культура
Как правильные туристы мы посещали археологические памятники культуры, кои оставили у нас неизгладимо унылое впечатление. В кносском дворце несколько рабочих деловито стучали кирками и мазали цементом. На что было сделано предположение, что "строительство памятника архитектуры тринадцатого века до нашей эры ведет СМУ-9. Прораб - Т. Одитакис".

Византийские постройки сохранились гораздо лучше, оно и понятно. Крепости разных размеров, портовые сооружения, городские постройки. Стильно и средневеково.

Следует заметить, что указатели на различные объекты культурного значения на дорогах сделаны на коричневом фоне, в отличие от стандартного синего.

Природа
За одним из крутых поворотов нас ждало незабываемо прекрасное ущелье. Отвесные скалы уходили к самому небу, на камнях жалась растительность. Постоянный сильный ветер...

В горах нередко скрываются очень красивые долины - одну из них мы созерцали распивая апельсиновый сок с кофе в таверне, прилепившейся к горе на манер ласточкиного гнезда. Высотомер показывал 1100 над уровнем моря. Долина расстилалась под нами целиком открытая нашему взору. Ровные квадратики полей и небольшой поселок на самом краю. Вокруг невозмутимые горы подпирали облака.

Более-менее ровные участки острова превращены в поля и сады. На Крите растет великое множество оливковых деревьев - они повсюду. Но встречаются и виноград, и апельсины. На южной стороне мы видели теплицы с помидорами.

В деревьях скрывается громкоголосая живность, предполагаем, что нечто вроде цикад, хотя видеть их не довелось. Живность дает громкие немелодичные концерты в светлое время суток.