Еще до нашей поездки я решила впервые воспользоваться сервисом Tripster. Нашла детскую экскурсию по центру Парижа с прекрасным экскурсоводом Анной. Отзывы все, как один, были замечательные, поэтому я почти не сомневалась в том. Что все будет хорошо.
Вот прямая ссылка на Аню и ее экскурсию. Экскурсия стоит 157 евро. При бронировании вносите предоплату, а уже на самой экскурсии - оставшуюся сумму. Экскурсия рассчитана на детей 7-11 лет, но я эти экскурсии люблю больше взрослых, потому что в них нет никаких сложных фактов, зато есть много интересных и забавных вещей. Поэтому время летит незаметно и легко.
Место встречи нам назначала Анна, и оно менялось, потому что мы попали на забастовки. Встречались в небольшом скверике напротив Нотр Дама со стороны Латинского квартала. Анну буду неистово хвалить, потому что рассказчик она замечательный. Вне всякого сомнения, мы не поняли бы многих интересных вещей, на которые нам указала экскурсовод. Очень жаль, что мы не попали в Нотр Дам, там ведутся активные работы по восстановлению.
Итак, наша экскурсия началась в Латинском квартале. Здесь до сих пор сохранились старинные здания. Здесь можно увидеть, в каких домах жили студенты ( узенькие дверки, маленькие окошки), а где учителя и ректоры ( огромные двери для въезда на экипаже и большие окна). Конечно, со временем даже старинные здания претерпевали модернизацию, но экскурсовод показала нам здания, где сохранился прежний размер окон. А еще показала улочку, ширина которой менее метра и какие-то вещи можно передавать жителям соседнего дома прямо из окна. Света на таких улочках просто нет.
В 18 веке эти улочки начали активно модернизовать. Сейчас таких новых домов по городу довольно много. Обратите на них внимание, они, как правило имеют одинаковое внешнее строение.
На первом этаже располагались магазины и лавочки, окна у них большие, витринные. И по сей день в них располагаются магазины или рестораны.
Второй этаж - окна без балконов (очень похожи на окна наших квартир, только узкие) - здесь жили хозяева тех самых магазинов и лавочек.
Третий этаж за горожан побогаче - здесь окна в пол и балконы.
Четвертый этаж отдан для горожан победнее, у них обычные окна без балкона.
Пятый этаж имеет окна буквально в крыше, они меньше обычных на втором и четвертом этажах. Это комнаты для прислуги для горожан на нижних этажах. Кстати говоря, сегодня эти квартиры тоже пользуются большим спросом и совсем не дешевы.
Pont Neuf (Новый Мост) - на сегодняшний день совсем не новый, самый старый из всех. Но когда он был построен, это было настоящее чудо! Во-первых, он был самым широким мостом, по нему могло ехать навстречу друг другу сразу 2 экипажа. А еще по выходным здесь устраивались рынки. Но устанавливать прилавки было нельзя, поэтому изобретательные парижанки делали из своих платьев настоящие прилавки, на которых раскладывали товар. Одним из развлечений было зубодерство. Сюда приходили "врачи" со страшными щипцами, к ним обращались бедняки, у которых не было иной возможности удалить больные зубы. Выдергивали их бесплатно, но кроваво: чем страшнее будут мучения пациента, тем больше денег публика заплатить за представление! Не хотелось бы мне оказаться в рядах этих пациентов. Здесь же были и другие развлечения, мост становился центром притяжения в выходные дни.
Затем мы дошли до здания Консьержери, в разное время это был дворец и тюрьма. На одной из башен расположены старинные часы. Когда-то на них была лишь одна часовая стрелка и 24 деления.
Наша экскурсовод настоятельно советовала нам сходить в Сент-Шапель на территории Консьержери, что мы и сделали чуть позднее самостоятельно. Посещение Консьержери и Сент-Шапель - платное (15 евро - взрослый билет, дети бесплатно, работает с 9-00 до 19 -00, с октября по март до 17-00)=, ст.метро Cite)
Сент-Шапель была построена всего за 6 лет ( для сравнния Нотр_дам строили 200 лет) и освящена в 1298 году. Часовня была задумана Людовиком IXдля размещения личной коллекции реликвий. Кстати, одной из реликвий был терновый венец, купаленный Людовиком за баснословные деньги у Императора Константинополя. До недавнего времени Терновый венец хранился в Нотр Дам.
Сент-Шапель поражает своим великолепием. Поднявшись по узеньким ступенькам, попадаешь в невероятно красивый, кружевной зал с огромными, красивейшими витражами. 15 витражных окон, высотой 15,5 м, 1113 библейских сюжетов, это действительно завораживает, и, подумать только, это 13 век! Раньше в эту часовню допускался только король и его близкие. На первом этаже сейчас сувенирная лавочка.
Практически соседняя дверь от Сент-Шапель - Консьержери, где мы посетили выставку, посвященную Марии-Антуанетте. Вообще эта королева занимает умы не одного поколения французов. Отношение у ней может быть любым, но только не равнодушным. При жизни не было человека более ненавидимого народов, чем она, сейчас же, по прошествии времени, есть ощущение того, что французы до сих пор испытывают чувство вины по отношению к ней.
На выставке были представлены несколько нарядов королевы, включая ее одеяния на казнь, предметы быта того времени, записки и зарисовки суда на Марией-Антуанеттой, газетные статьи того времени, обложки книг о ней, отрывки фильмов и т.д.
Что мы знаем о Марии-Антуанетте, если не считать знаменитой фразы про пирожные? Не так уж много. Вышла замуж за французского монарха, никто на нее особого внимания не обращал, поэтому она ударилась в балы, моду и развлечения. Похоже, что ее королевский дух проявился лишь после того, как она была арестована. Во время суда она вела себя с великой стойкостью и достоинством, даже на плаху взошла без слез и заламывания рук, что никак не вяжется с тем образом, который рисовала общественность.
Возможно именно поэтому в последние годы вышло так много книг и фильмов о Марии-Антуанетте. Мы пытаемся понять, откуда в ней вязалась такая силу духа, спокойствие перед лицом смерти? Это не может не вызывать как минимум уважение.
Выставка очень понравилась, хотя изначально в нашу программу не входила.
В Латинском квартале на берегу Сены чуть не доходя Нотр Дама обязательно посетите один из старейших книжных магазином Shakespeare and Company. Это парижская достопримечательность. На вход, как правило, стоит очередь. Само помещение маленькое, довольно тесное. На первом этаже располагается книжный магазин, а на втором - библиотека. Хозяйка магазина была первой, кто рискнул опубликовать роман "Улисс", который получил мировую славу. В магазине живет большой, красивый и старый кот. Он устало взирает на посетителей с большого старого кресла. А еще в магазин есть стена , на которой можно оставить записочку. Ох, и каких там только языков нет! Фотографировать внутри нельзя, в прочем, все этот запрет нарушают. Очень любопытное местечко.
Далее в наших планах было посещение Гран Пале и две выставки - Эль Греко и Тулуз Лотрек. Билеты были куплены еще в Москве на сайте музея. Билеты покупаются на конкретную дату и время. Стоимость - 17 евро - взрослый, 1 евро - детский.
Придя чуть раньше времени мы обнаружили несколько очередей на вход, движения не было. Причем , насколько я могла понять, 2 очереди вообще пересекались между собой. Так что неорганизованность случается не только у нас.. На очередь у нас ушло в общей сложности минут 20.
Хотя обе выставки проходят в одном музее, входы на них разные. Это было неудобно.
Итак, Эль Греко. Экспозиция небольшая, думаю, в большей степени будет интересна тем, кто увлекается иконописью. В картинах художника превалируют библейские сюжеты. Стиль имеет характерные особенности: темный фон, бледные тела, вытянутые и искаженные силуэты.
Тулуз-Лотрек. Я обрадовалась, увидев, что на выставку нет очереди, да и попали мы туда уже ближе к закрытию. Хорошо, что по субботам музей работает до 20-30, можно было не торопиться. Людей немного. Выставка симпатичная, но учитывая тематику, для детей все же рановато.
Аббатство Сен-Дени. Еще со времен юности я полюбила французскую историю. Спасибо прекрасным писателям, которые сделали своих королей самыми известными в мире. И, конечно, я просто заболела Аббатством Сен-Дени, где похоронены все монархи.
Сегодня район Сен-Дени является одним из самых неблагополучных, здесь высока вероятность быть ограбленным, но мы решили рискнуть. И тут мы попали в ощип, потому что в этот день проходили забастовки желтых жилетов, в связи с чем узловые линии метро были закрыты. Поезд просто проезжал нужные нам остановки. Как ни пытались мы добраться на метро, но в итоге сдались и поймали такси. Такси тоже оказалось недешево, потому что Сен-Дени - это уже пригород Парижа и действует другой тариф С. Так что наша короткая поездка обошлась нам в 20 евро.
Билеты в Аббатство также купили через интернет. Взрослый - 9 евро, дети - бесплатно.
Сен-Дени - главный монастырь средневековой Франции. Королевский некрополь, где захоронены почти все короли Франции (а также многие члены их семей). Строительство главной церкви аббатом Сугерием стало отправной точкой формирования готического стиля архитектуры.
В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).
В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.
Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей.
Здесь были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия - более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.
Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597). В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма.
Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребённых выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы.
Конечно, разобрать все кости было просто невозможно, поэтому сегодня в могиле великолепного Генриха IV лежит только сердце.
Примечательна также история с сыном Марии-Антуанетты. После Великой Французской революции ее сын был формально провозглашен королем Франции Людовиком XVII, хотя он и никогда не правил. Более того, его содержали в суровых условиях, умер он внезапно в возрасте 10 лет. Тело было сильно истощено, на нем были следы чесотки и опухоли. Официальная версия после вскрытия - туберкулез. Тело было похоронено в общей могиле, а вот с сердцем произошла практически детективная история. Дело в том, что врач , делавший вскрытие понимал, что, возможно, в будущем тело короля будет представлять какую-то ценность, поэтому он спрятал и долгое время хранил у себя сердце монарха. Сейчас сердце также выставлено напоказ, его ни с чем не перепутаешь.
В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. Северная башня (заметно превосходившая по высоте южную) была "временно" разобрана в 1846 году, чтобы не допустить её обрушения. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком, но без восстановления разобранной башни. Лишь в 2016 г. французское правительство анонсировало планы возвращения фасаду утраченной симметрии и воссоздания северной башни; работы планируется вести на частные пожертвования.
С Июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной. Последним в аббатстве был похоронен (в 1824 году) Людовик XVIII; церемония проходила под аккомпанемент специально созданного композитором Бокса "Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII". Ровно 180 лет спустя (8 июня 2004 г.) в церкви было захоронено сердце его формального предшественника (и племянника) Людовика XVII.
Внешне собор выглядит довольно скромно, внутри же невероятная красота. Огромные роза ветров, красивые витражи и практически вся история Франции. Лучше всего брать какую-то экскурсию, потому что есть вещи совершенно непонятные обывателю.
Например позы некоторых монархов вызывают очень много вопросов. Мне кажется, разбираться истории Франции, в изменениях архитектуры на примере скульптуры можно очень долго. Невероятное место, дышащее историей. Если есть время, обязательно следует посетить!
Одним из главных потрясений (приятных) этой поездки, оказалось посещение Музея Орсе. При входе немного теряешься от его внутреннего устройства. Музей Орсе располагается в бывшем здании одноимённого железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля на левом берегу Сены в самом центре Парижа, через реку от Лувра. Вокзал, спроектированный в стиле бозар архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 года и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Орсе обслуживал направление движения Париж - Орлеан. Однако к 1939 году движение поездов с этого вокзала практически прекратилось.
В 1971 году было принято решение здание снести. Однако его сохранили, и во время пребывания Жоржа Помпиду на посту президента появилась идея преобразовать вокзал в музей. В 1978 году сооружение получило статус исторического памятника. Преемник Помпиду, Жискар д'Эстен начал процесс реконструкции вокзала и преобразования его в музей. Работа началась в 1980 году, а в 1986 году здесь был открыт музей, спроектированный итальянским архитектором Гаэ Ауленти.
Поэтому внутри обнаруживаешь огромное воздушное пространство с высокой стеклянной крышей: в середине располагаются скульптуры, а по бокам, там, где раньше были пути, развешаны картины. Внутри очень людно, билеты мы также покупали заранее.
Есть возможность купить комбинированные билеты с Оранжереей ( 16 евро , мы купили такие, но, честно скажу, до Оранжерее мы не добрались, слишком были увлечены экспозицией Орсе) и музеем Родена ( 18 евро). Билеты действительны для однократного посещения в течение трех месяцев. Это удобно купить билет, который действует в течение трех месяцев, при этом ты не ограничен временем посещения.
Выставка музея располагается на пяти уровнях, все виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, мебель, кино, фотография, музыка, художественное оформление оперы), представлены в хронологическом порядке. Музей Орсе, таким образом, заполняет промежуток времени между коллекциями музея Лувра и Музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Основным является цокольный этаж, где на центральной аллее расположены скульптуры, как бы образующие железнодорожный путь бывшего вокзала. Особый интерес представляет масштабная модель здания Опера в Париже. В музее имеется несколько залов для временных выставок. Сама экспозиция музея меняется каждые 2-3 года.
Насытившись искусством, мы решили прогуляться до дома. Шли через Сад Тюильри в направлении светящегося Чертова Колеса. Хотите почувствовать дух Рождества? Приходите сюда. Уже в ноябре здесь можно купить все необходимое к празднику, а также выпить крог, попробовать разные сыры и другие вкусные вредности. Но внимательно посматривайте за своими вещами, там довольно кучно толпится народ.
Но вот и настал наш вожделенный день - поход в Лувр на выставку да Винчи. Билеты я покупала сильно заранее (месяца за три), потому что кругом пугали, что мест уже нет. Я спокойно зашла и купила билеты. Решила купить билеты практически к открытию в надежде на то, что людей будет поменьше. Но, похоже, так подумали многие, людей было очень много. Мы пришли к 9-00, уже стояла очередь. Обращайте внимание на то, какой вход обозначен на билете, именно к нему и нужно подходить, чтобы не идти потом в свою очередь.
Я много читала отзывов о том, как разочаровала посетителей выставка. Дескать она маленькая, толпы народа. Да, это так. Но при этом на выставке представлено много дневников да Винчи, видно, насколько гениальный был человек, насколько он опережал свое время. Он изучал и делал расчеты о движении ветра, о траектории полета птиц, он конструировал храмы и орудия, пушки, метательные аппараты и строение человека. Не знаю, рождался ли с тех пор гений такого же масштаба. А сами записи, которые писались справа налево и зеркально?! На нас эти работы произвели неизгладимое впечатление, гораздо большее, чем картины.
Далее мы проследовали обычным туристическим маршрутом, последовательно найдя Нику, Венеру Милосскую и Мона Лизу.
В Лувре есть богатая Египетская коллекция, целых три этажа! Дети чрезвычайно увлечены мумиями, раскопками и проч, поэтому мы, конечно же, не смогли пройти мимо. И самое главное, практически все, что мы увидели - подлинное.
Лувр, для меня это было самое сильное впечатление из всех. Я провела там весь день и нисколечко не жалею о времени. Если Вы не в курсе, есть несколько входов в Лувр. Главный из них находится непосредственно рядом с пирамидой. Там обычно стоит очередь. В прошлом году, когда после американской трагедии в воздухе носилось некое тревожное возбуждение, полиция довольно строго досматривала посетителей, из-за этого очереди были порядочные (хотя до нашего Мавзолея им далеко). Здесь есть маленький секретик: не стойте как все в очереди а обойдите Лувр с левой стороны (там, где стоит Жанна д'Арк) и там увидите другой вход, где фактически нет народу и вы легко пройдете внутрь. А внутри….. Самый нижний этаж это магазины, есть этаж с маленькими кафешками, рассчитанными на всех и вся. И, наконец, музей. Музей просто волшебный и сказочный. Я, как и всякий турист взяла программку (совершенно бесплатно и на любом языке мира) и решила, что мне непременно нужно увидеть своими глазами Джаконду и Венеру Милосскую. Кстати, наиболее значительные произведения музея отмечены на карте и на стенах висят стрелки с направлением. Вообще, заблудиться в Лувре невозможно, этого не смогла сделать даже я со своим географическим критинизмом. Сам музей делится на основные части (Ришелье, Салли и Денон), каждая посвящена какому-либо виду искусств или определенному периоду времени. Я очень рекомендую Вам зал скульптуры - безумно красиво и эстетично!
Нижний этаж
Залы Ришелье - французская скульптура, искусство ислама
Залы Салли - история Лувра, средневековый Лувр (здесь можно увидеть каким Лувр был в Средневековье и как он разрастался)
Залы Денон - итальянская и испанская скульптыра 11-15 вв., доклассическая Греция, Египет 1-ый этаж
Залы Ришелье - французская скульптура 5-19 вв., а также восточное искусство античных времен.
Залы Салли - восточное искусство (Иран, Египет), греческая скульптура + знаменитая Внера Милосская
Залы Денон - Этрусская и римская античность, итальянская скульптура. 2-ой этаж
Залы Ришелье - июльская монархия, период Реставрации, апартаменты наполеона. Средние века. Ренессанс
Залы Салли - Франция 17-18 вв., Египет периода фараонов, греческая керамика, бронзовые и драгоценные предметы
Залы Денон - при входе - знаменитая крылатая богиня Победы. Большие французские полотна, итальянская живопись 15-17 вв, Мона Лиза 3-ий этаж
Залы Ришелье -Голландия, Фландрия 17 вв., Германия 15-16 вв., французская живопись 14-17 вв.
Залы Салли - французская живопись 17-19 вв
Залы Денон - экспозиции нет
Если Вы едете в Париж с детьми, один день нужно непременно выделить на Диснейленд. Я, уже набалованная Диснейлендом в Гонконге и многочисленными Universal Park в разных странах, не очень впечатлилась, но ребенок был в восторге. К Диснейленду ведет отдельная ветка RER (от станции Chatelet), два билета стоят 7,6 евро. Обратный билет лучше взять сразу, иначе на обратном пути придется стоять в очередях. На выходе из метро прямо будет находится один парк, а с права - другой. Билеты можно купить он-лайн. Первый парк закрывается в 18-00, второй - в 19-00. Я надеялась, что в ноябре народу будет немного. Но я ошиблась. На самые популярные аттракционы очередь была больше часа, даже страшно представить, что в парке творится летом. Очень мне понравилась система, при которой можно взять билетик на конкретное время и подойти к определенному часу, получается такой Fast Pass.
Таким образом мы взяли билеты на Twilight Zone, Рататуй. Также сходили в лабиринт Алисы и в тир (платный). Больше на аттаркционах не были, было жалко тратить время на очереди.
Не забудьте взять с собой деньги на сувенирку, поверьте, они не будут лишними, тут столько всего! Не знаю тех, кто уезжает из Диснейленда с пустыми руками.
Последний наш день мы посвятили посещению Эйфелевой башни. Билеты купила заранее. Взрослый + ребенок - 31 евро. Билеты невозвратные и необменные. Я ошиблась датой, взяла проход на день отлета, выяснили мы мою ошибку уже стоя на контроле. Никто ничего не поменял, в отличие, например, от сингапурцев, пришлось покупать второй набор билетов. Единственное, чем помогла мне девушка - контролер - поставила нас сразу в кассу. К сожалению, вынуждена признать, что никогда французы не идут навстречу просьбам.
Наверху очень холодно, обязательно берите с собой все теплые вещи, что есть в наличии. Виды города чудесны. Хотя бы раз стоит сюда попасть. И обязательно берите билеты заранее, они будут к определенному времени. Я покупала дня за 4 до визита и не могу сказать, что взяла то время, которое хотела.
Последней нашей остановкой стала Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacre-Coeur или просто Сакре-Кёр, буквально "базилика Святого Сердца", то есть Сердца Христова) - католический храм в Париже, построенный в 1875-1914 годах по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.
Форма куполов повторяет силуэт базилики XII века Сен-Фрон (фр.)русск. в Перигё на юге Франции. Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики - "Савоярд" (la Savoyarde) - был отлит в Анси в 1891 году; он весит 19 т, с языком в 850 кг, и является самым большим колоколом Парижа.
Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему "Благоговение Франции перед Сердцем Господним", выполненной в 1912-1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном.
С вершины Монмартра, куда ведёт широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км. Над портиком возвышаются две конные статуи - Людовика Святого и Жанны Д'Арк.
Это тоже must see. Если поедете на метро, вам нужна станция Анвер.