СЕРЕЖА Место: МХТ им. Чехова Дата: 14.09.22 Продолжительность 2 часа 40 мин с 1 антрактом Стоимость билетов: 5500 руб. Возрастное ограничение: 12+
Режиссер: Дмитрий Крымов Актеры: Мария Смольникова, Константин Хабенский, Виктор Хориняк, Ольга Воронина, Надежда Жарычева, Иван Козин, Вероника Васант, Елизавета Ермакова и др.
Крымов - гений. Вчера открывала театральный сезон спектаклем, который еще не закрыт (надеюсь, его минует чаша сия). Это последний спектакль Крымова, который я не успела посмотреть. А теперь уже те, кто не успели, не посмотрят, ведь 95% его спектаклей сняли пару недель назад.
Вместе Анатолия Белого, игравшего роль Каренина, был введен Константин Хабенский. Очень жалею, что у меня не было возможности сравнить варианты "до" и "после". В некоторых местах Белый все-таки вылезал - первая сцена с рогами и сцена на стремянке. Сам спектакль, как всегда у Крымова, подан с какого-то совершенно неочевидного угла зрения. Герои Толстого стали более приземленными, похожими на обычных современных людей. Диалоги осовременены таким образом, что героев и их характеры чувствуешь гораздо лучше. Так, например, типичные женские разговоры в поезде или как Анна рассказывает о привычках мужа. Ты сразу понимаешь степень их близости, отношения и проч.
Сценография у Крымова - это отдельный кайф. Совершенно простая сцена: деревянный пол под наклоном, какие-то простые с виду предметы ( деревянные игрушки Сережи), но при этом эти игрушки, чемоданы, начинают крутиться, как сумасшедшие, из чемодана вдруг взлетает дрон ( это подарок доя Сережи). А как изображен поезд? Это просто чудо расчудесное: выходят люди с белыми листами. Располагаются вдоль сцены, на бумагу проецируется изображение деревьев в окнах. Просто и гениально.
Много в спектакле и символов. Ну, во-первых, этот самый мальчик Сережа. Это кукла. Кукла в руках своих родителей, которые используют его, чтобы была видимость семьи. Он что-то делает, как-то растет при родителях, но его жизнь как-то фоном проходит на фоне их страстей. И вот сцена, когда Сережа вдруг становится настоящим мальчиком и просто растворяется в кровати, это очень сильный момент, и технически сложный. А дочь Анны и Вронского, которая навсегда связала паутиной Анну, ее мужа и Вронского? Как четко показаны характеры мужчин: Каренин. У которого все четко, он все починяет и Вронский, который строит пирамидки из вещей, как малое дитя, разве способен он на содержание семьи? Можно бесконечно разбирать каждую сцену спектакля, там много смыслов, но в целом это было прекрасно.