M e m k a
обо всем понемножку


ФРОНТОВИЧКА
Место: Атнинский татарский государственный театр им. Габдуллы Тукая на сцене Театра Луны
Дата: 03.03.20
Продолжительность 2 ч. 15 мин. с 1 антрактом
Стоимость билетов: 800 руб.
Возрастное ограничение: 16+

Режиссер: Ильсур Казакбаев

Актеры: Айдар Валиев, Разиля Мухлисуллина, Расима Асрутдинова, Зульфия Ахатова, Марат Хабибуллин, Лилия Мухаметзянова, Ильфира Сафиуллина, Ильфат Шарифуллин, Зиннур Хадиев, Фаяз Хусаинов, Разина Захидуллина, Гузель Гафарова, Сылу Байрамова

Впервые об отношении к фронтовичкам заговорила Светлана Алексиевич в своей книге "У войны не женское лицо", в которой женщины, прошедшие войну на фронте, многие годы молчали об этом. Это вдруг стало неприличным, "знаем мы, чем вы там занимались".

Пьеса Анны Батуриной не совсем об этом, хотя по касательной она всплывает. Действие пьесы начинается в 1947 году, заканчивается в начале пятидесятых. Мария Небылица - бойкая 24-х летняя девица, которая возвращается домой в семью своего жениха Матвея Кравчука. С Матвеем они познакомились на фронте, прошли огонь, воду и медные трубы. Оказались в госпитале. Мария потеряла ребенка из-за того, что заболела тифом, горечь потери перемешивается в ней с радостью окончания войны и наступлением новой жизни. Матвей отправляет ее вперед к себе домой, он приедет позже.

В кармане у Марии лишь треугольной письмо Матвея для матери и мешок провизии, который собрали в госпитале. Мать читает письмо Матвея и, конечно, оставляет невестку в своем доме. До войны Мария танцевала и вот, устраивается в клуб учительницей танцев. Как непросто ей было после кирзовых сапог и телогрейки показывать девчонкам танцевальные па! Но она справится! Она очень ждет Матвея, чтобы забыть ужасы войны и начать, наконец, просто жить!

Именно после приезда мы и наблюдаем отношение к фронтовичкам со стороны тех, кто жил в тылу, но Мария, силой свой воли, заставляет всех замолчать. И мы видим, что местные быстро поверили в ее порядочность, и в дальнейшем всячески ей помогали.

Когда жизнь, казалось бы, наладилась, Мария получает письмо от Матвея. Дескать, получил ранение (это 1948 году-то) и остался без руки. Для Марии эта новость - настоящий шок, но она быстро берет себя в руки и пишет ему, что и с одной рукой живут люди, ничего! Матери решает ничего не говорить.

Прошло еще немного времени, и Матвей вернулся. И рука при нем! Целехонькая! И жена новая, беременная. Оказалось, что жених про руку написал, чтобы сбежала от него Мария, да только не из пугливых она, осталась дожидаться.

Но тут все она поняла, тихо собрала свои вещи и ушла в барак жить, да девчонок своих учить танцам. И вот Маша с девочками своими получает премию на конкурсе в Ленинграде, возвращается радостная домой. Весь барак ее радостно встречает, поздравляет. Прибегает к ней молоденький, по уши влюбленный Алеша, завтра ему уходить в армию, но он не может не попрощаться с Ней. По дороге оборвал какую-то клумбу, за ним гонится милиция. В одном из милиционеров Маша узнает Матвея.

Нахлынули на них воспоминания, расставаться не захотелось. Все это время Мария ждала своего Матвея. Вот оно, счастье, лежать под одним одеялом, да прошлое вспоминать. Да только засобирался Матвей под утро домой. Мария возьми, да и скажи, что у нее сифилис, живет-то она в бараке, всякие тут бывают. Не ждать же ей вечно Матвея. Придя в ужас, Матвей пырнул Марию ножом. Но она выжила. Вновь выжила. После ранений, тифа, потери ребенка, восстает, как птица феникс и надежда на счастье снова в ней разгорается.

В конце мы видим ее в поезде, которые движется в сторону Владивостока, едет с такими же бесстрашными бабами за счастьем..

Очень сильная пьеса, невероятно сыграно. Сама история взаимоотношений Маши и Матвея, вот эта ложь, очень напоминает мне похожую историю в моей семье. Возможно, еще и поэтому так кольнула меня эта история.

Наверное, настало время сказать несколько слов о театре. Это единственный в стране государственный сельский театр. Сельский, понимаете? Село на 3 500 жителей, в котором есть своей театр. 25 актеров играют 30 пьес. Репертуар постоянно меняется, зрителям нужен новый репертуар. Все спектакли ставятся на татарском языке. Пьесу Батуриной перевели с русского на татарский. Кстати, Батурина - ученица Николай Коляды, и это очень чувствуется.

На сцене минимальное количество инвентаря. В центре - зеленый искусственный газон, по краям рассыпан мелкий графий. Стулья, тазы, столы, кровать. Все это в один миг прекращается актерами в буфет, класс, клетушки общаги. Были и совершенно гениальные находки: новенький тазы в лучах софитов давали солнечных зайчиков, которые бегали по балконам. Они символизировали надежду и жажду жизни. Были моменты, когда надежда пропадала и тазики "не работали". Очень сильная метафора. А еще этот минимализм помогал погрузиться в атмосферу того времени. Я ловила себя на мысли, что тогда при всей убогости, сложности, нищете люди были совершенно другими. Внешне черствыми, но внутренне очень хрупкими. Можно ли представить себе сегодня ситуацию при которой в ваш дом приходит незнакомый человек с письмом от родителя или ребенка, и вы оставляете чужака у себя жить? Такое невозможно! А раньше - сплошь и рядом.

А жизнь в бараках? Где все беды и радости пополам? Другие люди, другие жизни. Но я будто бы на машине времени окунулась в ту атмосферу. Как будто у бабушек своих в гостях побывала, когда они молодыми были. Это ощущение дорогого стоит.

После спектакля можно было обсудить спектакль с актерами. Боже, какие они робкие, душевные и стеснительные! Как им приятно и неловко было слушать хвалебные речи, они стеснялись! Насколько они не испорчены славой.

Невероятный спектакль и вечер! Буду следить за этим театром теперь.



Фото Юлии Филимоновой

©Все, что Вы видите на этом сайте является частной собственностью. Перепечатка разрешается с указанием автора или ссылки на сайт.



Яндекс.Метрика