M e m k a
обо всем понемножку



1917

Режиссер: Сэм Мендес
Жанр: исторический
Хронометраж: 1 ч. 59 мин.
2019

В ролях: Джордж Маккей, Дин-Чарльз Чепмен, Колин Фёрт, Бенедикт Камбербэтч ("Август"), Ричард Мэдден, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Дэниел Мэйс, Эдриан Скарборо, Джейми Паркер, Набхаан Ризван

Не дай нам, Бог, никогда узнать, что такое война. Она идет каждый день. Где-то. До нас доходят какие-то ее отголоски, трагедии, но никогда война не была рядом. Мы знали тех, кто воевал. Я много пыталась представить своего деда, мирно сидящего в пижаме с газетой на кухне, в окопе, стреляющего в людей. Врагов, но все же людей.

Не так давно в сеть стали попадать сканы приказов о награждении. Я нашла там сведения о деде, где сказано, что он представлен к награде за то, что ворвался в землянку немцев и собственноручно убил нескольких немецких офицеров. Кто? Мой дед? Самый тихий и спокойный человек на свете?

Два других моих деда по семейной легенде погибли в качестве пушечного мяса на подступах к Ленинграду. Но недавно из тех же отсканированных источников стало очевидно, что они были в плену, были освобождены, а потом просто внезапно исчезли. Мы знаем, как обходились с теми, кто попал в плен? 18 и 19 лет им было…

Сэм Мендес воссоздал историю, рассказанную его дедом. Возможно это и была история его деда, кто знает? Ты молод, тебе 20 с небольшим лет, и тебе дают очень ответственное задание, которое должно спасти людей, и не дать им попасть в капкан. И вот ты идешь с другом, а путь таков, что живым, скорее всего не выйдешь. Т.е. это будет настоящее чудо.

И вот ты идешь вдоль этих окопов, выбираешься на поле боя, где лежат мертвые кони, мертвые люди, ты падаешь на них при каждом шорохе. И это такой ужасный контраст жизни и смерти. Вот ты живой, вот погода такая чудесная, а кругом следы разложения, смерти. И на ботинках твоих оседает грязь, кровь и вот это все. Самое ужасное в этой картинке то, что ты уже особо не обращаешь на это внимание. Упал на труп, вытер руки и пошел дальше. Не реагируешь.

А еще как-то особенно в этом фильме чувствуешь огромное количество бессмысленных, глупых смертей: сидишь в окопе и снаряд упал рядом, бросился в бой первым, тебя убило, а атаку отменили. Самый яркий пример - смерть Блейка. В тот самый момент, когда он проявляет человечность и пытается помочь врагу, тот смертельно ранит его. Эту сцену мы долго обсуждали после фильма. Мой спутник говорил: "Как так? Это враг нельзя думать, надо убивать!" Но ты не только солдат, но и человек. Как можно убить летчика, который потерпел крушение, и ты только что сбивал с него огонь. А что потом? Через секунду его хладнокровно застрелить? Очень я понимаю Блейка, но с точки зрения войны, это абсолютно глупая, напрасная смерть.

Шофилд продолжает свой путь один. Он встречает на своем пути таких же немцев-одиночек, как он, он встречает в разрушенном городе француженку, которая прячется с чужим грудным ребенком в подвале, он много раз чуть не погибает во время своего путешествия. В конце он уже мало понимает происходящее, он просто делает что-то на автомате, он просто хочет спасти брата Блейка. Он бежит по полю боя, чтобы отменить приказ, и он успевает.

За фильм оператор получил "Оскара", и получил заслуженно. Фильм снимался так, будто ты присутствуешь в кадре. Это вот погружение потом долго тебя не отпускает. В современном кинематографе есть несколько замечательных, сильных фильмов про войну, думаю, что "1917" достояно займет свое место среди них.

Кинотеатр: кинотеатр ГУМа
Оценка: 9/10

/январь 2020/


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика